Акция «Неделя без турникетов»

Среда, 18 Апрель 2018 17:16:00

Акция «Неделя без турникетов»

17 апреля в АО «НИИ парашютостроения» с размахом прошло большое и важное для студентов мероприятие – Всероссийская акция «Неделя без турникетов». Эту акцию Союз машиностроителей России проводит ежегодно. Около 80 молодых людей из Московского колледжа бизнес-технологий, Владимирского авиамеханического колледжа, Балакиревского гуманитарно-правового и Александровского промышленно-гуманитарного колледжей посетили Киржачский аэродром и производственные площади НИИ.

ОТ ШАХТ ДО КОСМОСА

Сначала студенты побывали на летном поле Киржачского аэродрома. Здесь парашютист-испытатель – начальник отделения АО «НИИ парашютостроения» В.П.Нестеров рассказал им о том, какими бывают парашюты. Ребята узнали, что в институте разрабатываются и производятся десантные, спасательные, посадочные тормозные, противоштопорные, грузовые парашюты, системы для беспилотных аппаратов, десантирования боевой техники и расчетов, низковысотного десантирования, головных частей ракетных комплексов, авиационных и артиллерийских боеприпасов и др. – вплоть до парашютов для ближнего и дальнего космоса, то есть тех, например, с которыми наши беспилотные космические корабли спускались на Марс (а теоретически – и на любую другую планету, обладающую газовой оболочкой).

Для студентов новостью стал и рассказ В. П. Нестерова, совершившего более 13000 прыжков, о парашютах, предотвращающих распространение ударной волны при взрывах метана в шахтах, и системах, созданных специально для боевых пловцов. Причем в испытании практически всех систем Владимир Павлович принимал участие лично – в его активе, начиная с 1977 года, уже больше 13 тысяч прыжков.

Очень заинтересовала ребят беседа с Екатериной Талдоновой – пятикратной чемпионкой мира в парашютном спорте и единственной в России (а возможно – и в мире) девушкой – профессиональным испытателем парашютных систем. Екатерина Юрьевна рассказала о своем опыте прыжков. В том числе – о том, как участвовала в соревнованиях в США, в которых из нескольких самолетов с высоты 6000 метров прыгнули сразу 222 человека – российская команда – которые должны были собраться в воздухе, образовать вместе определенную сложную фигуру, а потом еще и перестраивать ее в полете к земле. Кроме того, Екатерина Талдонова. Совершившая около 7000 прыжков, рассказала много и о других видах парашютного спорта – в том числе и о таких, в которых спортсмен, десантируясь с высоты в полтора километра, должен попасть в мишень на земле диаметром 10 сантиметров.

Впрочем, как она сама подчеркнула, - не смотря на то, что в ее практике бывало всякое, трагические случаи почти исключены. Ведь, не считая бэйс-джамперов (спортсменов-любителей, прыгающих с крыш высотных зданий, заводских труб, мостов и так далее), все парашютисты в нашей стране в обязательном порядке оснащаются запасным парашютом.

Параллельно с рассказами В. П. Нестерова и Е. Ю. Талдоновой с вертолета МИ-8 прыгали десантники, у которых на аэродроме проходили учения. Вместе с последней партией десантников в вертолет загрузились и трое испытателей АО « НИИ парашютостроения», в том числе и Екатерина Талдонова. И если мужчины-испытатели выполняли прыжок «классически», выстраиваясь максимум в «этажерку», то что творила в небе Екатерина – словами описать сложно. Она то парила, то вилась меж коллегами, то выписывала в небе причудливые фигуры – и все зрители на земле просто замерли от восхищения.

В ходе экскурсии студентам в производственно-лабораторном комплексе ребятам продемонстрировали процесс укладки десантного парашюта Д-6. Казалось бы, стандартный процесс, который любой десантник отрабатывает многократно, но он оказался достаточно непростым и требовал определенных усилий. Страшно даже представить, сколько времени и сил занимает укладка, например, грузовых парашютов – вроде той системы, которая использовалась при испытании знаменитой «Царь-бомбы» (прозванной в народе «Кузькиной матерью») – легендарной РН202/АН602, термоядерной авиабомбой мощностью более 50 мегатонн, самым мощным взрывным устройством за всю историю человечества. Площадь ее парашюта (разработанного, кстати, также в НИИ парашютостроения) составляла 1600 квадратных метров, а все всей системы, включавшей ещё пять вытяжных парашютов, срабатывавших тремя «каскадами», составляла 800 кг.

Затем экскурсантам показали производственный цех, где они увидели все стадии цикла «рождения» парашютов - от первичной обработки материала и изготовления строп и куполов до складирования готовой продукции.

Своеобразной кульминацией мероприятия стало испытание нового типа парашютов, разрабатывающихся сейчас в НИИ – системы, предназначенной для спасения людей из высотных зданий. Дело в том, что существующие парашюты предназначены для прыжков, минимум, со стометровой высоты – иначе купол может просто не успеть раскрыться. Что же делать людям, которых, например, пожар застал на десятом этаже? Прыжок вниз с такой высоты – верная гибель, но и сгореть заживо или задохнуться от дыма насмерть – тоже невеселая перспектива. Вот именно для таких случаев и создается новый парашют, способный раскрыться уже при прыжке с высоты седьмого-восьмого этажа. Испытание проводилось пока с использованием манекена – не все особенности аэродинамики и «поведения» этой системы еще изучены – и прошло успешно.

АО «НИИ парашютостроения» будет и далее проводить такие мероприятия. Это вызывает у студентов большой интерес. И, возможно, кто-то из наших экскурсантов после окончания учебных заведений придут работать в наш уникальный институт, в котором начинающиеся крупные теоретические исследования заканчиваются практическими разработками и производством стратегически важной продукции – «крыльев» десанта, спасательными системами, сохранившими жизнь тысячам человек, и даже элементами космических аппаратов.